Барон Карл Дрез (нем. Karl Drais; 29 апреля 1785, Карлсруэ — 10 декабря 1851, там же) — немецкий изобретатель, курфюрст. Полное имя — барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауерброн.
Биография
В 1803—1805 гг. изучал архитектуру, физику и сельское хозяйство в Гейдельбергском университете, основанном курфюрстом Пфальца Рупрехтом I.
В 1817 году создал первый самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Самокат был снабжён седлом и рулём. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке. В 1818 году он получил патент на это изобретение.
К его изобретениям относятся также велосипед и мясорубка.
17 февраля 1818 года барон Карл фон Дрез запатентовал свое первое изобретение — самокат, оснащенный седлом и рулем, который он назвал «машиной для ходьбы». Впрочем, машина была продемонстрирована жителям родного города Карлсруэ еще раньше, но это были, если можно назвать, проектные экземпляры, а в феврале барон лихо промчался на своем изобретении порядка 14 миль со скоростью 9 миль в час. Впрочем, скорость здесь неважна, главное, как выглядел этот красавец. Рама была деревянная, руль уже присутствовал, правда, самое главное — не было педалей, которые появились несколько позже.
Практически тут же немцы окрестили это изобретение «дрезиной», это слово присутствует и в русском языке, обозначая тележку, передвигаемую механически по рельсам. Дрезина в нынешнем ее виде введена на железной дороге с 1839 года и была названа в честь барона Карла фон Дреза.
Честно говоря, о самом фон Дрезе в Интернете почерпнуть практически нечего, только два-три коротких упоминания о том, что он, помимо первого, похожего на современный, велосипеда изобрел еще в середине XIX века мясорубку и пишущую машинку. Изредка указывается на то, что он работал лесничим, кое-где присутствуют годы жизни. Прямо скажем, негусто. А потому, думаю, читателям будет небезынтересно узнать о фон Дрезе более подробно. Восстановить «справедливость» мне помогли мои немецкие друзья, за что им большое спасибо.
Итак, фон Дрез появился на свет 29 апреля 1785 года в семье баденского надворного советника Карла Вильгельма Фридриха Людвига Дреза и его жены Эрнестины Кристины. Советник играл не последнюю роль в жизни баденского общества, а потому крестным отцом малютки стал Карл Фридрих, правящий маркграф Бадена. Местный «монарх» живо интересовался успехами своего крестника, именно он и предложил в 1800 году, когда Карл окончил местный лицей, определить его в частное лесное училище в Пфорцхейме, чтобы парень имел неплохую профессию в будущем.
Как ни странно, но профилирующими предметами в этом учебном заведении, помимо, собственно, ботаники и специализации — леса — были математика и архитектура. Фон Дрез-младший был прилежным учеником, во всяком случае, спустя несколько лет ему предложили место преподавателя, что, согласитесь, случается не с каждым бывшим студентом.
Между тем отец продолжал движение по карьерной лестнице и в 1810 году стал президентом верховного суда маркграфства. Семья была вынуждена переехать в Мангейм. А через год фон Дрез-младший окончательно стал лесничим, получив в свои владения несколько гектаров прекрасного баденского леса. То ли целительный воздух этой курортной части Германии, то ли возможность предаваться мыслительному процессу в полном покое подальше от людей, сослужили хорошую службу. Первым изобретением барона стала специальная машинка, с помощью которой можно было наносить все пять линий на нотную бумагу автоматически. Это было встречено на «ура» потому, что расчерчивать самостоятельно линии на бумаге — весьма нудное занятие.
Следующим детищем барона стали две четырехколесные машины, которые можно было приводить в движение с помощью мускульной силы. Один из аналогов нынешнего автомобиля фон Дрез представил в Венском конгрессе в 1814 году. Но уже тогда в адрес изобретателя было высказано немало замечаний в виду того, что его машина, во-первых, недостаточно быстро двигалась, во-вторых, требовала от ездока недюжинных физических усилий, и, наконец, при езде на пересеченной местности трясла так, что все внутренности выворачивала. Нельзя ли как-то усовершенствовать этот «костотряс»?
Этим изобретатель и занялся. Для того, чтобы уменьшить мускульную силу, необходимую для разгона неповоротливой машины, он решил сократить число колес до двух. Вторым этапом стало появление рулевого колеса, которое заметно повысило маневренность. Все и это позволило увеличить скорость передвижения. А потом процесс совершенствования «велосипеда» (в переводе с латыни — быстрые ноги) начал развиваться очень стремительно. На деревянных колесах появились металлические ободы, ездокам выдавалась специальная обувь, предохраняющая ноги от ушибов, у руля крепятся специальные приспособления для отпугивания собак. Словом, фон Дрез выпустил джина из бутылки, а дальше его судьбой начали заниматься другие…
Особую популярность велосипеды фон Дреза получили после 1816 года, когда произошла суровая природная аномалия. В течение лета несколько раз выпадал снег, урожай был практически убит на корню, домашний скот вырезали, потому что его нечем было кормить. А вскоре такая же участь постигла и лошадей. Их стало катастрофически не хватать, вот люди и обратились к деревянной машине фон Дреза.
Однако начальство изобретателя было далеко не в восторге от того, что лесничий отвлекается от выполнения служебных обязанностей на придумывание всяких вещей. К тому же в те времена побочный заработок не то, чтобы не приветствовался, а был категорически запрещен. Так что фон Дрез на своем увлечении нес только убытки. И его счастье, что отец всячески поддерживал чудачества сына, в том числе и материально.
Но нет худа без добра. Однажды чудо-самокат увидел 10-летний наследник престола. Велосипед так ему понравился, что он упросил короля щедро наградить изобретателя. Но что такое щедрость монаршей особы? Фон Дрезу выплатили незначительную премию и стали доплачивать определенную сумму в качестве вознаграждения каждый месяц. Это позволило изобретателю совершить большое заокеанское путешествие с целью пропаганды своего велосипеда.
Он отправился в Бразилию, а потом в Соединенные Штаты. И здесь был вынужден с горечью признать, что его детище доставляет массу хлопот. Дело в том, что и в те далекие времена велосипедисты не очень-то любили ездить по тряской дороге, а все старались свернуть на гладкий тротуар, развивая на нем приличную скорость. Когда число «продвинутых» ездоков по тротуару стало немыслимо много и они просто выжили пешеходов, полиция приняла меры. В некоторых штатах велосипед решили убрать в особые места.
Спустя пять лет, в 1827 году, фон Дрез был вынужден вернуться в Мангейм из-за того, что тяжело заболел отец. Последним изобретением сына, которое увидел фон Дрез-старший, была пишущая машинка на 16 клавиш. Говорят, эта вещица очень понравилась больному. Но остановить его болезнь не смогла. Он скончался в 1830 году, оставив после себя не столько друзей, сколько многочисленных врагов, которые, естественно, попытались отыграться на сыне. Нервотрепка с различными судами, денежные разборки и прочие атрибуты стресса доконали и фон Дреза-младшего, у которого в 1837 году случился инсульт. После выздоровления он просто сбежал от людей, вернувшись в лес. Поселившись в доме у ручья, Карл постепенно приходил в себя и вновь занялся изобретательством. Он решил поставить свой первый велосипед на железнодорожные рельсы, что и удалось. Дрезина навеки обессмертила его имя…
К сожалению, точной даты изобретения мясорубки нет, но во многих источниках ее автором называется именно фон Дрез. До этого для шинковки мяса люди пользовались полукруглыми ножами с двумя ручками…
Революцию 1849 года Карл фон Дрез встретил с большим пониманием. Во многом из-за того, что она позволяла ему поквитаться с врагами отца, давно ставшими его собственными врагами. Но революция была быстро подавлена, а с фон Дрезом рассчитались по полной программе. Его признали психически ненормальным человеком, все имущество описали и расхватали, стипендию отменили. Одним словом, обрекли великого изобретателя на голод и нищету.
Такой поворот событий окончательно сломил фон Дреза. Он скончался 10 декабря 1850 года в Карлсруэ, городе, в котором и родился. Надо сказать, что потомки оказались к нему гораздо более почтительны. Сегодня 285-тысячный город по праву гордится тем, что в нем родился и почил один из знаменитых сынов Германии Карл фон Дрез.
|