Альфред Крупп, сын Фридриха Круппа и его жены Терезии Хелены Иоганны Вильгельми (1790—1850), родился в 1812 году. Его отцу не удалось при жизни поставить основанную им фабрику на ноги. Он умер в 1826 году, когда Альфреду Круппу было 14 лет. В это время семья жила у тёти в Меттернихе. Предприятие, которое на тот момент имело всего семь рабочих мест и долг в 10 000 талеров, перешло по наследству жене Фридриха Терезии. Совместно с сестрой Фридриха Круппа, Хеленой фон Мюллер, урождённой Крупп, была основана сталепромышленная компания. Договор об учреждении компании был подписан всеми наследниками Фридриха и его сестры Хелены. Альфред бросил школу и принял на себя руководство фирмой, хотя официально фирма принадлежала его матери. К 1830 году ситуация изменилась. С развитием железнодорожного транспорта в Германии и Европе сильно возросла потребность в стали для производства рельсов и осей паровозов. 26 августа 1830 года Крупп, после преодоления некоторых трудностей в производстве стали, впервые поставляет вальцы из литой стали для фирмы «Хюзекен» в Хаген-Хоэнлимбурге.
Создание Германского таможенного союза способствовало грузовым перевозкам в Германии. В 1836 году у Круппа работали уже 60 человек. О своих «круппианцах», как их стали называть позже, Альфред Крупп заботился всю свою жизнь. Он ввёл страхование на случай болезни и строил квартиры для рабочих. В обмен он требовал от них лояльности по отношению к фирме.
В 1838 году Крупп запатентовал вальцы для производства стальных ложек и вилок. В последующие годы Альфред объехал всю Европу в поисках клиентов. Хотя фирма и расширилась, но она постоянно находилась под угрозой банкротства. В Нижней Австрии он совместно с банкиром и предпринимателем Александром Шелером основал Берндорфский завод металлических изделий, на котором изготовлялись сначала столовые приборы из серебра, а позже из альпаки. Но по возвращении Круппа в Германию он передал завод своему брату Герману Круппу.
Производство оружия первоначально было хобби Круппа. После семилетних попыток он вручную отлил в 1843 году первый ствол винтовки. Первые попытки продать стальное огнестрельное оружие не увенчались успехом, так как военные больше доверяли проверенной временем бронзе. По их мнению, сталь была слишком близка к железу, которое было хрупким и потому непригодным для производства оружия.
В 1847 году была отлита первая стальная пушка Круппа, она была предоставлена прусскому военному министерству для ознакомления. Однако её сразу сдали в арсенал и испытали только через два года. Хотя результат испытаний превзошёл все ожидания, но министерство не видело основания заказывать эти пушки.
Подъем производства
Окончательный прорыв был совершён Альфредом Круппом благодаря изобретению им бесшовного колеса для железнодорожных составов в 1852—1853 годах. В течение десятилетий эти колёса являлись основным продуктом Круппа, и большинство американских железных дорог использовали колёса Круппа. Поэтому логотипом фирмы «Крупп» является не пушка, а три лежащих друг на друге колеса. В результате этого первого подъёма в 50 годах XIX столетия в фирме работало уже около тысячи рабочих.
В 1853 году Альфред Крупп женился на Берте Айххоф, которая была моложе его на двадцать лет. У них родился сын Фридрих, но брак был несчастливым. Круппа интересовало исключительно собственное предприятие, на котором он проводил всё своё время. Его жена не смогла жить в Эссене, который она не любила из-за его промышленного загрязнения. Поэтому Берта большую часть года жила с маленьким Фридрихом в Италии.
В 1857 году Альфред разработал новую версию казнозарядной пушки. Когда он предложил купить её прусским военным в 1858 году, они не согласились, так как у них были справедливые сомнения в надёжности её затворов. Тем не менее, Крупп не отступил от своей цели стать поставщиком оружия, и в апреле 1860 года он продал первые стальные пушки: Пруссия заказала 312 шестифунтовых дульнозарядных орудий.
Объёмы продаж оружия наращивались очень быстрыми темпами. Крупп поставлял пушки во все европейские страны, за исключением Франции. Это привело к дальнейшему росту предприятия и внедрению инновационных технологий в производство.
В 1861 году Крупп разработал весящий несколько тонн кузнечный паровой молот «Фриц», что сделало возможным массовое производство стали с помощью новых технологий. Технология Бессемера, которую он купил в Великобритании, и технология Мартина Сименса были впервые введены в Германии на заводе Круппа. Технология Бессемера позволяла производить сталь из чугуна путём продувки воздуха и ускоряла процесс превращения железа в сталь от 24 часов пудлингования до 20 минут фришевания, что существенно облегчало производство.
Не в последнюю очередь благодаря превосходству стальных орудий Круппа над датскими бронзовыми пушками Пруссия выигрывает в 1864 году войну с Данией. В 1866 году в Австро-прусской войне впервые в истории друг перед другом оказались войска, оснащённые Круппом. Годом позже Круппом был усовершенствован затвор казнозарядной пушки. Война с Францией была выиграна благодаря гению логистики Мольтке, и прежде всего, благодаря дальнобойности прусских стальных пушек, превышающей дальнобойность французских бронзовых пушек в два раза, что сделало Круппа богачом.
Самое крупное предприятие Европы
В первые годы существования Германской империи («второго рейха») объём производства тяжёлой промышленности удвоился, и фирма Круппа, как теперь повсеместно называли Круппа, стала самым крупным предприятием Европы. Эссен стал городом Круппа, и численность его населения возросла до десяти тысяч жителей. Несмотря на это Крупп постоянно находился под угрозой банкротства, например в 1874 году во время финансового кризиса тяжёлой промышленности вследствие перепроизводства. В результате Крупп задолжал банкам значительную сумму в 30 миллионов марок, но достаточно быстро ликвидировал задолженность благодаря буму железнодорожного транспорта в Соединённых Штатах Америки.
В то же время шло строительство здания виллы «Хюгель», великолепного «фамильного замка» Крупов, чью техническую часть разработал лично Альфред Крупп. Из страха перед пожарами здание было построено без применения воспламеняющихся материалов и стало благодаря своим техническим усовершенствованиям (отопление, лифты для подачи блюд) символом индустриализации.
В 1872 году в ответ на организованную в 1871 году социал-демократической рабочей партией (SDAP) всеобщую забастовку Крупп опубликовал «Всеобщую директиву» (нем. Generalregulativ), которая была роздана всем рабочим. В её 72 параграфах, которые действовали до конца существования семейного предприятия (1967), педантично описывались права и обязанности «круппианцев».
Вменяемые рабочим обязанности были жёсткими, но взамен им предоставлялись значительные социальные привилегии. Так рабочие могли получать более дешёвое жильё и страхование по болезни. Впервые в Германии тем, кто всю жизнь отработал у Круппа, дополнительно предоставлялась пенсия. Если работника увольняли, все эти привилегии им терялись. Появившееся через несколько лет социальное законодательство Отто фон Бисмарка в значительной мере ориентировалось на «Всеобщую директиву» Круппа.
В 80 годы XIX столетия конкуренция с американской сталеплавильной промышленностью достигла своего пика. Крупп потерял американский рынок и вместе с ним свою основную часть рынка сбыта — колёса железнодорожных составов. Отныне он концентрировал свои усилия на производстве и разработке вооружения. То же относилось к двум его главным конкурентам: французу Генри Шнейдеру и англичанину Уильяму Армстронгу. Они втроём запустили гонку вооружений, результатом которой стали битвы вооружения Первой мировой войны.
Тем временем в Германии Альфред Крупп боролся против Социалистической рабочей партии. Он не столько опасался стать банкротом после претворения в жизнь социалистических идей, сколько рассматривал своих рабочих как свою собственность, которой хотел привить посредством распоряжений и директив нужное ему мнение. Были введены так называемые «чёрные списки» рабочих, принимавших участие в демонстрациях. Оказавшихся в списке рабочих увольняли или не принимали на работу. Перед каждыми выборами в рейхстаг рабочим приказывали не голосовать за Социалистическую рабочую партию.
В 1887 году 75-летний Альфред Крупп умер от инфаркта. Его сын, Фридрих Альфред Крупп унаследовал фирму, насчитывавшую к тому времени 20 000 рабочих.
Личность Альфреда Круппа
Альфред Крупп был необычным человеком. С одной стороны он был неутомимым работником, который никогда не почивал на лаврах. С другой стороны он был ипохондрик в высшей степени, который страдал депрессиями и целыми неделями и месяцами не покидал постели.
Он представлял себе работодателя патриархом, требующим от своих работников не только уважения, но и послушания и предоставляющего им за это обеспеченное существование. Он был высокого мнения о себе как о предпринимателе. В своей вилле Хюгель он принимал первых лиц Европы. Короли и императоры приезжали к нему в гости не на приёмы, а в качестве клиентов. Поэтому в 1865 году он отказался от дарованного ему королём Пруссии дворянского титула как «несоответствующего его желаниям». Его звали Крупп, и этого было достаточно.
Известна склонность Круппа к графомании. У него была огромная потребность высказываться, и он написал в течение своей жизни несколько тысяч писем — иногда одному и тому же человеку по несколько писем в день. Он издал огромное количество директив для своих рабочих. В 1877 году Крупп обратился к рабочим со «словом к подчинённым». В нём говорилось: «Это я внедряю изобретения и создаю новые производства, а не рабочий. Он должен быть удовлетворён своим жалованием, а получаю ли я прибыли или несу убытки, это моё личное дело…».
Крупп всегда восхищался Англией. Поэтому он называл себя Альфред, а не своим именем при крещении Альфрид.
Существует исторический анекдот, что Крупп любил запах конского навоза и поэтому приказал выстроить свой рабочий кабинет над конюшнями виллы Хюгель. Известен и его страх перед пожарами, из-за которого всё внутреннее убранство виллы было сделано из невоспламеняющихся материалов.
|